<h2 id="_1">Использование одного автобуса двумя перевозчиками в разные дни недели</h2>
<h3 id="_2">Анализ ситуации</h3>
<p>Рассматриваемая ситуация предполагает использование одного транспортного средства (автобуса) в деятельности двух разных перевозчиков в различные дни недели через договор аренды с водителем.</p>
<h3 id="_3">Правовой анализ</h3>
<h4 id="_4">Лицензионные требования</h4>
<p>Согласно законодательству, использование одного автобуса в рамках двух лицензий разных перевозчиков <strong>не допускается</strong>.</p>
<blockquote>
<p>"Местами осуществления лицензируемой деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами являются автобусы, используемые для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащие лицензиату на праве собственности или ином законном основании." (Источник: Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", статья 3.2)</p>
<p>"Осуществление лицензируемого вида деятельности с использованием автобусов, сведения о которых не включены в реестр лицензий, запрещается." (Источник: Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", статья 3.2)</p>
</blockquote>
<h4 id="_5">Договорные отношения</h4>
<p>Для законной организации работы рекомендуется заключение <strong>договора аренды транспортного средства с экипажем</strong>:</p>
<blockquote>
<p>"По договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), статья 632)</p>
</blockquote>
<h4 id="_6">Оформление документов</h4>
<p><strong>Путевые листы</strong> оформляются арендодателем:</p>
<blockquote>
<p>"В случае, если транспортное средство предоставлено во временное владение и пользование по договору аренды транспортного средства с экипажем, путевой лист оформляется арендодателем." (Источник: Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", статья 6)</p>
</blockquote>
<p><strong>Страхование ОСАГО</strong> должно учитывать ограниченное использование:</p>
<blockquote>
<p>"Владельцы транспортных средств вправе заключать договоры обязательного страхования с учетом ограниченного использования транспортных средств, находящихся в их собственности или владении." (Источник: Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", статья 16)</p>
</blockquote>
<h4 id="_7">Распределение ответственности</h4>
<p><strong>Ответственность за вред третьим лицам</strong>:</p>
<blockquote>
<p>"Ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель в соответствии с правилами, предусмотренными главой 59 настоящего Кодекса." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), статья 640)</p>
</blockquote>
<p><strong>Регрессные требования</strong>:</p>
<blockquote>
<p>"Он вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора." (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая), статья 640)</p>
</blockquote>
<h3 id="_8">Риски и рекомендации</h3>
<h4 id="_9">Основные риски</h4>
<ol>
<li>
<p><strong>Административная ответственность</strong> за осуществление деятельности без лицензии:</p>
<blockquote>
<p>"Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии - влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - ста тысяч рублей; на юридических лиц - четырехсот тысяч рублей." (Источник: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 14.1.2)</p>
</blockquote>
</li>
<li>
<p><strong>Проблемы со страховым возмещением</strong> при использовании ТС в не предусмотренный период.</p>
</li>
</ol>
<h4 id="_10">Рекомендации</h4>
<ol>
<li>
<p><strong>Заключите договор аренды транспортного средства с экипажем</strong> с четким определением периодов использования.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Включите в договор аренды</strong> положения о:<br />
- Конкретных днях и времени использования автобуса<br />
- Распределении ответственности между сторонами<br />
- Порядке оформления путевой документации<br />
- Обязанностях по страхованию</p>
</li>
<li>
<p><strong>Оформите ОСАГО с учетом ограниченного использования</strong> с указанием периодов эксплуатации.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Обеспечьте правильное оформление путевых листов</strong> арендодателем на каждый день эксплуатации.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Соблюдайте лицензионные требования</strong> - перевозки должны осуществляться под лицензией собственника автобуса.</p>
</li>
</ol>
<h3 id="_11">Выводы</h3>
<p>Использование одного автобуса в рамках двух лицензий разных перевозчиков законодательно <strong>не допускается</strong>. Единственная законная схема - заключение договора аренды транспортного средства с экипажем, при котором все перевозки осуществляются под лицензией арендодателя (собственника автобуса), а арендатор получает право на коммерческую эксплуатацию в оговоренные периоды.</p>
<p>Для минимизации рисков рекомендуется получить консультацию адвоката, специализирующегося на транспортном законодательстве, для правильного оформления всех документов и соблюдения лицензионных требований.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
02.11.2025 08:27