Можно ли считать уважительной причиной замену забора на сэкономленные средства без изменения сметы в СНТ?

Вопрос #16047

Создан 24.10.2025 15:17

Добрый день! Я председатель ревизионной комиссии в нашем садоводческом товариществе. Смета на текущий финансовый год утверждена общим собранием. Из-за малоснежной зимы сэкономили на вывозе снега, и председатель решил использовать часть этих средств из статьи 'Уборка снега' и часть из 'Непредвиденные расходы' для замены забора на детской площадке в зоне общего пользования. Старый забор был в ужасном состоянии: из сетки рабицы торчала острая проволока, дети могли легко поранить глаза, что явно опасно. Когда его демонтировали, дети бежали за мячом прямо на дорогу, под колеса проезжающих машин и мотоциклов, создавая аварийную ситуацию. Кроме того, подростки облюбовали это место, пили алкоголь, шумели, разбрасывали мусор, а мотоциклисты съезжались туда, превышали скорость, их громкая техника мешала жителям спокойно отдыхать и представляла угрозу. После установки нового забора все эти проблемы исчезли, тусовки прекратились. Насколько правомочно такое решение, если изначально в смету расходы на замену забора не вносились? Является ли совокупность этих обстоятельств уважительной причиной для использования сэкономленных средств, не меняя общую сумму сметы, особенно учитывая, что по внутренним документам непредвиденные расходы могут покрывать срочные нужды, но требуется ли дополнительное одобрение?
A
<h2 id="_1">Правомерность использования сэкономленных средств на замену забора в садоводческом товариществе</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>В данной ситуации председатель садоводческого товарищества использовал сэкономленные средства по статье "Уборка снега" совместно с частью средств из "Непредвиденных расходов" для замены аварийного забора на детской площадке. Хотя замена забора не была предусмотрена в утвержденной смете, она устранила серьезные угрозы безопасности детей и проблемы антиобщественного поведения.</p> <h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_4">Компетенция органов управления</h4> <blockquote> <p>"К исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных) относятся следующие вопросы: ... 12) утверждение приходно-расходной сметы такого объединения и принятие решений о ее исполнении" (Источник: Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", статья 21)</p> <p>"Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией" (Источник: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", статья 30)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Ответственность председателя</h4> <blockquote> <p>"Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и члены его правления при осуществлении своих прав и исполнении установленных обязанностей должны действовать в интересах такого объединения, осуществлять свои права и исполнять установленные обязанности добросовестно и разумно" (Источник: Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", статья 24)</p> <p>"Лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 53)</p> </blockquote> <h4 id="_6">Обязанности по содержанию имущества</h4> <blockquote> <p>"Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 210)</p> <p>"Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей по общему имуществу, а также в расходах и издержках по его содержанию и сохранению" (Источник: Гражданский кодекс Российской Федерации, статья 249)</p> </blockquote> <h3 id="_7">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="1">1. Правовая оценка решения председателя</h4> <p>Решение председателя является <strong>спорным с формальной точки зрения</strong>, но <strong>может быть оправдано по существу</strong> при определенных условиях:</p> <ul> <li> <p><strong>Нарушение формальных требований</strong>: Утверждение сметы относится к исключительной компетенции общего собрания, поэтому любое перераспределение средств между статьями без одобрения собрания формально является нарушением.</p> </li> <li> <p><strong>Возможное оправдание</strong>: Действия председателя могут быть квалифицированы как осуществление текущего руководства, особенно учитывая:</p> </li> <li>Наличие реальной угрозы безопасности детей</li> <li>Необходимость срочного реагирования на антиобщественные явления</li> <li>Соответствие целям деятельности товарищества</li> </ul> <h4 id="2">2. Рекомендации</h4> <ol> <li> <p><strong>Немедленно уведомить общее собрание</strong>: Председатель должен представить подробный отчет об использовании средств на ближайшем общем собрании с обоснованием причин принятого решения.</p> </li> <li> <p><strong>Получить последующее одобрение</strong>: Целесообразно вынести вопрос о признании правомерности произведенных расходов на утверждение общего собрания.</p> </li> <li> <p><strong>Документировать обоснованность решения</strong>: Собрать доказательства, подтверждающие:<br /> - Аварийное состояние старого забора<br /> - Факты угрозы безопасности детей<br /> - Нарушения общественного порядка до замены забора<br /> - Устранение проблем после замены</p> </li> <li> <p><strong>Использовать механизм непредвиденных расходов</strong>: Если уставом или внутренними документами предусмотрено использование непредвиденных расходов для срочных нужд, следует четко соотнести действия председателя с этими положениями.</p> </li> </ol> <h4 id="3">3. Возможные последствия</h4> <p>При отсутствии последующего одобрения общего собрания председатель может быть привлечен к ответственности:</p> <blockquote> <p>"Председатель правления и его члены при выявлении финансовых злоупотреблений или нарушений, причинении убытков такому объединению могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством" (Источник: Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", статья 24)</p> </blockquote> <p><strong>Итоговый вывод</strong>: Хотя действия председателя были мотивированы заботой о безопасности членов товарищества и поддержании порядка, формально они требуют последующего одобрения общим собранием. Рекомендуется срочно оформить решение надлежащим образом через процедуры, установленные уставом товарищества.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

24.10.2025 15:24