Добрый день. У меня возникла проблема с школой, где моего ребенка, который имеет инвалидность, заставили пройти дополнительную аттестацию без нашего согласия. Из предыдущих разбирательств известно, что школа не предоставила письменное уведомление за положенный срок и игнорировала рекомендации из медицинского заключения по адаптации учебного процесса. Сейчас я готовлю обращение в вышестоящие инстанции, но затрудняюсь определить, на какие именно статьи законов сослаться, чтобы обосновать нарушения. Какие правовые нормы были нарушены в этом случае?
<h2 id="_1">Нарушения прав ребенка с инвалидностью при проведении дополнительной аттестации в школе</h2>
<h3 id="_2">Анализ ситуации</h3>
<p>На основании предоставленной информации, администрация школы допустила несколько серьезных нарушений законодательства в отношении вашего ребенка с инвалидностью:</p>
<h4 id="_3">Нарушение прав родителей как законных представителей</h4>
<p>Школа провела дополнительную аттестацию без получения вашего согласия, что прямо нарушает ваши родительские права:</p>
<blockquote>
<p>"Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами" (Источник: Семейный кодекс Российской Федерации, статья 63)</p>
<p>"Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с людьми и юридическими лицами" (Источник: Семейный кодекс Российской Федерации, статья 64)</p>
</blockquote>
<h4 id="_4">Игнорирование медицинских рекомендаций и индивидуальных потребностей</h4>
<p>Школа проигнорировала рекомендации из медицинского заключения по адаптации учебного процесса, что нарушает специальные требования к образованию детей с инвалидностью:</p>
<blockquote>
<p>"Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов (детей-инвалидов) определяются в рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии, а для инвалидов (детей-инвалидов) также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида)" (Источник: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 79)</p>
<p>"Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной общеобразовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида" (Источник: Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115, пункт 28)</p>
</blockquote>
<h4 id="_5">Нарушение процедурных требований</h4>
<p>Отсутствие письменного уведомления за положенный срок нарушает установленный порядок организации образовательного процесса:</p>
<blockquote>
<p>"Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются Организацией самостоятельно" (Источник: Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115, пункт 25)</p>
</blockquote>
<p>Это означает, что школа должна была заранее установить и соблюдать собственные локальные нормативные акты, регулирующие процедуру уведомления о аттестации.</p>
<h3 id="_6">Применимые правовые нормы</h3>
<p>Для обоснования нарушений в обращении вы можете ссылаться на следующие нормативные положения:</p>
<ol>
<li>
<p><strong>Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"</strong>:<br />
- Статья 28 (п. 6) - обязанность создавать специальные условия для детей с инвалидностью<br />
- Статья 44 - права родителей в сфере образования<br />
- Статья 45 - защита прав обучающихся и родителей<br />
- Статья 58 - порядок проведения промежуточной аттестации<br />
- Статья 79 - организация образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью</p>
</li>
<li>
<p><strong>Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"</strong>:<br />
- Статья 3.1 - недопустимость дискриминации по признаку инвалидности<br />
- Статья 19 - образование инвалидов<br />
- Статья 32 - ответственность за нарушение прав инвалидов</p>
</li>
<li>
<p><strong>Семейный кодекс Российской Федерации</strong>:<br />
- Статьи 63-65 - права и обязанности родителей</p>
</li>
</ol>
<h3 id="_7">Выводы и рекомендации</h3>
<h4 id="_8">Выявленные нарушения:</h4>
<ol>
<li>Нарушение преимущественного права родителей на образование ребенка</li>
<li>Несоблюдение требований к созданию специальных условий обучения</li>
<li>Игнорирование медицинских рекомендаций по адаптации учебного процесса</li>
<li>Нарушение процедуры уведомления о проведении аттестации</li>
<li>Возможная дискриминация по признаку инвалидности</li>
</ol>
<h4 id="_9">Рекомендации для обращения в вышестоящие инстанции:</h4>
<ol>
<li>
<p><strong>Подготовьте письменное обращение</strong> с подробным описанием всех нарушений с указанием дат и обстоятельств.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Укажите конкретные статьи законов</strong>, которые были нарушены (перечислены выше).</p>
</li>
<li>
<p><strong>Направьте обращение</strong> в следующие инстанции в указанной последовательности:<br />
- Комиссию по урегулированию споров в самой школе (если таковая создана)<br />
- Орган управления образованием муниципального уровня<br />
- Министерство (департамент) образования вашего региона<br />
- Прокуратуру (для проведения проверки на соблюдение законодательства)<br />
- Рособрнадзор (федеральная служба по надзору в сфере образования)</p>
</li>
<li>
<p><strong>Приложите документальные доказательства</strong>: медицинское заключение ребенка, копии предыдущих обращений в школу, доказательства отсутствия уведомления об аттестации.</p>
</li>
<li>
<p><strong>Требуйте применения мер ответственности</strong> к должностным лицам школы согласно статье 32 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".</p>
</li>
</ol>
<p>Для более детальной проработки вашей ситуации и подготовки процессуальных документов рекомендую обратиться к адвокату, специализирующемуся на образовательном праве и защите прав людей с инвалидностью.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>