<h2 id="_1">Организация внеурочной деятельности и расписания второклассника</h2>
<h3 id="_2">Анализ ситуации</h3>
<p>В представленной ситуации расписание внеурочной деятельности организовано с длительным перерывом (1 час) между занятиями, что создает следующие проблемы:<br />
- Ребенок вынужден проводить в школе чрезмерно много времени<br />
- Возникает утомляемость из-за дробного графика<br />
- Появляются вопросы безопасности во время длительного перерыва<br />
- Сокращается время для отдыха и подготовки к основной учебе</p>
<h3 id="_3">Применимые нормативные положения</h3>
<h4 id="_4">Требования к организации расписания</h4>
<blockquote>
<p>"Расписание учебных занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня должен соответствовать Санитарно-эпидемиологическим требованиям" (Источник: Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115, пункт 20)</p>
<p>"Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся" (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Статья 28, часть 6)</p>
</blockquote>
<h4 id="_5">Права родителей и обучающихся</h4>
<blockquote>
<p>"Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право: защищать права и законные интересы обучающихся" (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Статья 44, часть 3)</p>
<p>"Обучающимся предоставляются академические права на: уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья" (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Статья 34, часть 1)</p>
</blockquote>
<h4 id="_6">Внеурочная деятельность и альтернативные формы</h4>
<blockquote>
<p>"Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого Организацией" (Источник: Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286, пункт 26)</p>
<p>"Обучающимся предоставляются академические права на: зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность" (Источник: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Статья 34, часть 1)</p>
</blockquote>
<h3 id="_7">Выводы и рекомендации</h3>
<h4 id="_8">По вопросу длительных перерывов</h4>
<ul>
<li>Длительные перерывы в расписании не соответствуют принципу учета возрастных психофизиологических особенностей детей</li>
<li>Школа обязана создавать комфортные условия обучения, учитывающие возможности обучающихся</li>
<li>Рекомендуется обратиться к администрации школы с предложением пересмотреть расписание внеурочной деятельности</li>
</ul>
<h4 id="_9">По вопросу обязательности посещения внеурочки</h4>
<ul>
<li>Внеурочная деятельность организуется с учетом выбора участниками образовательных отношений</li>
<li>Результаты освоения программ в спортивных секциях и музыкальных школах могут быть зачтены в счет внеурочной деятельности</li>
<li>Родители вправе ходатайствовать о зачете внешних занятий как альтернативы части внеурочной деятельности</li>
</ul>
<h4 id="_10">Конкретные действия</h4>
<ol>
<li>
<p><strong>Обратиться к директору школы</strong> с письменным заявлением о:<br />
- Пересмотре расписания внеурочной деятельности для устранения длительных перерывов<br />
- Рассмотрении возможности зачета занятий в спортивной секции и музыкальной школе<br />
- Обеспечении безопасных условий для детей в случае сохранения перерывов</p>
</li>
<li>
<p><strong>Участвовать в разработке программы</strong> начального общего образования, используя право:</p>
<blockquote>
<p>"участия обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников в разработке программы начального общего образования, проектировании и развитии в Организации социальной среды" (Источник: Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286, пункт 34.2)</p>
</blockquote>
</li>
<li>
<p>При отсутствии реакции школы - обратиться в <strong>комиссию по урегулированию споров</strong> между участниками образовательных отношений</p>
</li>
<li>
<p>В крайнем случае - рассмотреть возможность обращения в органы управления образованием с жалобой на нарушение прав ребенка на охрану здоровья и создание комфортных условий обучения</p>
</li>
</ol>
<p>Если школа отказывается идти навстречу, рекомендую обратиться за консультацией к адвокату, специализирующемуся на образовательном праве.</p>
<p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>
23.11.2025 08:16