Законность ознакомления с архивными административными делами через участкового

Вопрос #22202

Создан 14.11.2025 17:05

Добрый день. Я подавал заявление в полицейском участке на ознакомление с материалами административных производств за 2023 год и июнь 2024. В ответ мне сообщили, что можно ознакомиться с делами в кабинете участкового, предварительно договорившись о времени. Хотел бы уточнить, насколько это законно, учитывая, что эти дела были закрыты из-за отсутствия состава административного правонарушения, а ранее надзорные органы выявили нарушения в действиях этого сотрудника и ему объявили выговор, плюс дела явно переданы в архив. Также интересует, не нарушаются ли тут процедуры доступа к архивным документам и права на ознакомление.
A
<h2 id="_1">Ознакомление с материалами прекращённых административных производств: законность предложенной процедуры</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Вы обратились с заявлением об ознакомлении с материалами административных производств, которые были прекращены за отсутствием состава правонарушения и переданы в архив. В ответ вам предложили ознакомиться с делами в кабинете участкового по предварительной договорённости.</p> <h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_4">Право на ознакомление с материалами дел</h4> <blockquote> <p>"Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела" (Источник: КоАП РФ, статья 25.1)</p> <p>"Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении" (Источник: КоАП РФ, статья 25.2)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Доступ к архивным документам</h4> <blockquote> <p>"Пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы" (Источник: Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации", статья 24)</p> <p>"Доступ к архивным документам обеспечивается путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, в том числе в электронном виде; путем предоставления подлинников и (или) копий необходимых ему документов, в том числе в электронном виде" (Источник: Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации", статья 24)</p> </blockquote> <h4 id="_6">Ограничения доступа</h4> <blockquote> <p>"Ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов" (Источник: Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации", статья 25)</p> </blockquote> <h4 id="_7">Рассмотрение обращений граждан</h4> <blockquote> <p>"Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение" (Источник: Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", статья 10)</p> <p>"При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну" (Источник: Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", статья 5)</p> </blockquote> <h3 id="_8">Выводы и рекомендации</h3> <ol> <li> <p><strong>Предложенная процедура может быть законной</strong>, если она обеспечивает реализацию вашего права на ознакомление с материалами дел. Сам факт предложения ознакомиться с делами свидетельствует о признании вашего права на доступ.</p> </li> <li> <p><strong>Прекращение дел не лишает права на ознакомление</strong> - материалы административных производств сохраняют юридическую значимость даже после их прекращения.</p> </li> <li> <p><strong>Передача дел в архив не является основанием для отказа</strong> в ознакомлении, поскольку архивные документы подлежат предоставлению пользователям в установленном порядке.</p> </li> <li> <p><strong>Предварительная договорённость о времени</strong> может быть обоснована необходимостью:<br /> - Подготовки дел из архива<br /> - Обеспечения сохранности документов<br /> - Соблюдения режима работы подразделения</p> </li> <li> <p><strong>Ранее выявленные нарушения</strong> в действиях сотрудника не являются основанием для ограничения вашего права на ознакомление, но могут учитываться при оценке добросовестности исполнения им обязанностей.</p> </li> </ol> <h4 id="_9">Рекомендации</h4> <ol> <li>Воспользуйтесь предложением и договоритесь о времени ознакомления</li> <li>При отказе в ознакомлении или создании препятствий потребуйте письменный мотивированный отказ</li> <li>В случае нарушений вы можете обжаловать действия должностных лиц в вышестоящий орган или в суд</li> <li>Если доступ к материалам будет необоснованно ограничен, вы можете ссылаться на нарушение:<blockquote> <p>"Неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц" (Источник: КоАП РФ, статья 5.39)</p> </blockquote> </li> </ol> <p>Для получения более детальной консультации с учётом специфики вашей ситуации рекомендую обратиться к адвокату, специализирующемуся на административном праве.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

14.11.2025 17:10