Правомерность установления комендантского часа при домашнем проживании во время отбывания принудительных работ

Вопрос #17150

Создан 27.10.2025 18:29

Ситуация такая: я отбываю наказание в виде принудительных работ, и администрация одобрила моё заявление на проживание дома. Но вот в чём дело — они дали мне какую-то бумажку, где указано, что я обязан находиться дома с 22:00 до 06:00. Нигде раньше об этом не слышал, и в заявлении такого не было. Спросил у них, на каком основании, а они отвечают, что это по какому-то их внутреннему приказу, но номер не помнят. Хочу разобраться, насколько это законно: есть ли в федеральном законе такие правила о комендантском часе для лиц на принудительных работах, или администрация может сама такое вводить? Может, это нарушает мои права, и куда можно обратиться, если что.
A
<h2 id="_1">Ограничение времени нахождения дома для осужденного к принудительным работам</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>Вы отбываете наказание в виде принудительных работ с разрешением на проживание по месту жительства. Администрация исправительного центра ввела ограничение, обязывающее вас находиться дома с 22:00 до 06:00, ссылаясь на внутренний приказ без предоставления его реквизитов.</p> <h3 id="_3">Применимые правовые нормы</h3> <h4 id="_4">Ограничения, установленные УИК РФ</h4> <blockquote> <p>"Осужденные к принудительным работам находятся под надзором и обязаны: [...] постоянно находиться в пределах территории исправительного центра (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом), проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, помещениях или некапитальных строениях, сооружениях, соответствующих установленным для жилых помещений требованиям, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра" (Источник: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, статья 60.4)</p> <p>"В исправительных центрах действуют правила внутреннего распорядка исправительных центров, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации" (Источник: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, статья 60.4)</p> </blockquote> <h4 id="-">Принципы уголовно-исполнительного законодательства</h4> <blockquote> <p>"Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения" (Источник: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, статья 8)</p> </blockquote> <h4 id="_5">Права осужденных</h4> <blockquote> <p>"При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации" (Источник: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, статья 10)</p> </blockquote> <h3 id="_6">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="_7">О законности ограничения</h4> <ol> <li> <p><strong>Федеральное законодательство не устанавливает "комендантский час"</strong> для осужденных к принудительным работам, проживающих по месту жительства. УИК РФ предусматривает лишь общую обязанность не покидать место проживания в ночное время без разрешения администрации.</p> </li> <li> <p><strong>Администрация не может вводить дополнительные ограничения</strong>, не предусмотренные федеральным законом. Внутренние приказы должны соответствовать УИК РФ и утвержденным правилам внутреннего распорядка.</p> </li> <li> <p><strong>Требование о предоставлении реквизитов приказа</strong> правомерно - администрация обязана ознакомить вас с нормативным актом, устанавливающим ограничения.</p> </li> </ol> <h4 id="_8">Возможные нарушения прав</h4> <p>Введение ограничения, не основанного на федеральном законодательстве, может нарушать:<br /> - Принцип законности в уголовно-исполнительном праве<br /> - Ваше право на свободное передвижение в установленных законом пределах</p> <h4 id="_9">Рекомендуемые действия</h4> <ol> <li> <p><strong>Письменно запросите копию приказа</strong>, на который ссылается администрация, с указанием его номера и даты.</p> </li> <li> <p><strong>Обратитесь с жалобой</strong> в следующие инстанции:<br /> - <strong>Прокуратуру</strong> - с требованием проверить законность ограничения<br /> &gt;"Прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами" (Источник: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, статья 22)</p> </li> </ol> <ul> <li> <p><strong>Суд</strong> - с административным исковым заявлением о признании ограничения незаконным<br /> &gt;"Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора" (Источник: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, статья 20)</p> </li> <li> <p><strong>Уполномоченному по правам человека</strong> - если другие обращения не дали результата<br /> &gt;"Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства" (Источник: Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", статья 15)</p> </li> </ul> <ol start="3"> <li><strong>Рассмотрите обращение к адвокату</strong> для квалифицированной правовой помощи в подготовке жалоб и представительства ваших интересов.</li> </ol> <p>Помните, что обжалование незаконных действий администрации не должно рассматриваться как нарушение режима отбывания наказания.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

27.10.2025 18:33