Противоречия в полномочиях сотрудников ЧОП на вокзалах и их разрешение

Вопрос #16782

Создан 26.10.2025 17:35

Здравствуйте, помогите разобраться. С одной стороны, есть Федеральный закон №3 'О полиции' и Федеральный закон №2487-I 'О частной детективной и охранной деятельности', по которым сотрудники ЧОП на вокзалах не могут физически ограничивать передвижение людей и проводить досмотр. С другой стороны, Федеральный закон №16 'О транспортной безопасности' и приказ Минтранса РФ говорят, что они имеют право на это. Вопросы: 1. Может ли сотрудник ЧОП на вокзале ограничивать моё передвижение? 2. Обязан ли я выкладывать всё из карманов, если рамка сработала? 3. Разрешено ли не пускать на вокзал с перцовым баллончиком, который есть в перечне приказа Минтранса? 4. Можно ли запретить вход в зону безопасности после осмотра полицией? 5. Что важнее – федеральный закон или приказ министерства, и как уладить это противоречие? 6. Есть ли в действиях ЧОП признаки преступлений по статьям 203 УК РФ 'Превышение полномочий' и 330 УК РФ 'Самоуправство'? На вокзале Северный в Санкт-Петербурге постоянно случаются стычки с ЧОП, они вызывают полицию и спорят о том, можно ли проходить с баллончиком и надо ли выкладывать вещи. Ситуация 1: а) я не стал выкладывать свои вещи, потому что по приказу Минтранса осмотр только с моего согласия; б) полиция осмотрела и ничего запрещённого не нашла; в) ЧОП не пустил, сказав, что не провёл свой досмотр; г) полиция провела меня, а ЧОП кричал, что они не имеют права. Ситуация 2: а) я показал вещи, в том числе баллончик; б) полиция осмотрела и нарушений нет; в) ЧОП отказал в пропуске, ссылаясь на перечень; г) полиция провела, а ЧОП возмущался. Какие есть советы по общению с ЧОП в рамках закона, если не хочется подчиняться приказам Минтранса? Спасибо!
A
<h2 id="_1">Правомерность действий сотрудников ЧОП на железнодорожном вокзале</h2> <h3 id="_2">Анализ ситуации</h3> <p>На основании предоставленных нормативных актов проанализирую вашу ситуацию с противоречиями в полномочиях сотрудников ЧОП на железнодорожном вокзале.</p> <h4 id="1">1. Может ли сотрудник ЧОП ограничивать передвижение?</h4> <p>Согласно Федеральному закону "О транспортной безопасности", на объектах транспортной инфраструктуры устанавливаются зоны транспортной безопасности с особым режимом допуска.</p> <blockquote> <p>"зона транспортной безопасности - объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных" (Источник: Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", статья 1)</p> <p>"Лица, отказавшиеся от досмотра, в зону транспортной безопасности не допускаются" (Источник: Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", статья 12.2)</p> </blockquote> <p>Таким образом, сотрудники ЧОП как подразделения транспортной безопасности вправе ограничивать доступ в зоны транспортной безопасности при отказе от досмотра.</p> <h4 id="2">2. Обязанность выкладывать вещи при срабатывании рамки</h4> <p>Федеральный закон "О транспортной безопасности" предусматривает проведение досмотра:</p> <blockquote> <p>"В ходе проведения досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, почтовых отправлений, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, иных материальных объектов" (Источник: Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", статья 12.2)</p> </blockquote> <p>При этом отказ от досмотра является основанием для недопуска в зону транспортной безопасности.</p> <h4 id="3">3. Запрет на перцовый баллончик</h4> <blockquote> <p>"перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть" (Источник: Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", статья 12.2)</p> </blockquote> <p>Если перцовый баллончик включен в перечень запрещенных предметов, утвержденный в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности, то его пронос может быть запрещен.</p> <h4 id="4">4. Отказ в доступе после осмотра полицией</h4> <p>Здесь возникает правовая коллизия. С одной стороны, полиция обладает широкими полномочиями:</p> <blockquote> <p>"принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на железнодорожном, водном или воздушном транспорте, метрополитене и других видах внеуличного транспорта либо осуществлять такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами" (Источник: Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", статья 13)</p> </blockquote> <p>С другой стороны, субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за обеспечение транспортной безопасности и могут устанавливать дополнительные требования.</p> <h4 id="5">5. Иерархия нормативных актов</h4> <p>Федеральные законы имеют высшую юридическую силу по отношению к подзаконным актам. Однако в данном случае Федеральный закон "О транспортной безопасности" прямо делегирует Правительству РФ право устанавливать требования по обеспечению транспортной безопасности.</p> <blockquote> <p>"Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта... устанавливаются Правительством Российской Федерации" (Источник: Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", статья 8)</p> </blockquote> <p>Таким образом, приказы Минтранса, изданные в развитие этих требований, являются обязательными для исполнения.</p> <h4 id="6">6. Признаки преступлений в действиях ЧОП</h4> <p>Для квалификации действий по статье 203 УК РФ необходимо:</p> <blockquote> <p>"Совершение частным детективом или работником частной охранной организации... действий, выходящих за пределы полномочий, установленных законодательством Российской Федерации... и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан" (Источник: Уголовный кодекс Российской Федерации, статья 203)</p> </blockquote> <p>Для статьи 330 УК РФ требуется:</p> <blockquote> <p>"Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий... если такими действиями причинен существенный вред" (Источник: Уголовный кодекс Российской Федерации, статья 330)</p> </blockquote> <p>В описанных ситуациях существенного вреда не усматривается.</p> <h3 id="_3">Выводы и рекомендации</h3> <h4 id="_4">По описанным ситуациям:</h4> <ol> <li> <p><strong>Ситуация 1</strong>: ЧОП действовал в пределах полномочий, предусмотренных законодательством о транспортной безопасности, отказывая в доступе при отказе от досмотра.</p> </li> <li> <p><strong>Ситуация 2</strong>: Если перцовый баллончик включен в перечень запрещенных предметов, ЧОП правомерно отказал в доступе, даже при отсутствии нарушений по УК РФ.</p> </li> </ol> <h4 id="_5">Рекомендации по взаимодействию с ЧОП:</h4> <ol> <li>Требуйте письменного обоснования отказа в доступе с указанием конкретных нормативных актов</li> <li>Фиксируйте все взаимодействия на видео/аудио</li> <li>При возникновении споров вызывайте полицию для документального оформления ситуации</li> <li>Обжалуйте неправомерные действия в прокуратуру и суд</li> <li>Учитывайте, что отказ от досмотра является законным основанием для недопуска в зону транспортной безопасности</li> </ol> <p>Для более точной оценки конкретной ситуации рекомендую обратиться к адвокату, специализирующемуся на транспортном праве.</p> <p><em>Этот ответ подготовлен с помощью ИИ и может содержать неточности.</em></p>

26.10.2025 17:40